Статьи

Этические проблемы суррогатного материнства

Фото: Этические проблемы суррогатного материнства

Почему каждый раз, когда кто-то упоминает тему суррогатного материнства, появляются огромные волны мощных эмоций из лагерей сторонников и противников?

Одна из причин заключается в том, что суррогатное материнство балансирует на очень острой этической грани, смешивая воспринимаемого «священный» процесс размножения и зарабатывание денег на деторождении( ). Многие считают, что эти два домена не должны смешиваться.

Суррогатное родительство - очень спорная и эмоционально напряженная тема, которая сказывается на наших представлениях о родительстве и семье. После всесторонних длительных обсуждений и споров Комитет по этике принял ряд решений и определил некоторые рамки и границы, которые в настоящее время предлагаются для общественного обсуждения и критической оценки. Общая точка зрения комитета и его принципиальная позиция заключается в том, что суррогатная мать, которая вынашивает плод и рожает младенца, 1) единолично имеет право принимать решения по всем вопросам, касающимся дородового ухода и родов, и 2) должна иметь определенный запас времени после рождения младенца, в течение которого она может решить, готова ли она передать его «на усыновление» паре реципиентам или оставить родительские права себе. Таким образом, во всех соответствующих отношениях положение суррогатной матери должно быть таким же, как положение любой другой женщины, которая либо пренатально или постнатально, выразила намерение передать ребенка на усыновление.

Практика суррогатного материнства – это технология вспомогательной репродуктивной медицины, которая подразумевает использование третьего лица для вынашивания и рождения ребенка бесплодной пары. Сами по себе методы искусственного оплодотворения и по сей день вызывают противоречивые чувства и побуждают споры во всем мире, но использование третьего лица в таком, не будем лукавить, священном процессе, как создание новой жизни, и вовсе раскаляет страсти до бела. Некоторым может показаться, что этические проблемы суррогатного материнства раздуты и яйца выеденного не стоят, для других же это вопрос жизни и смерти.

Рассмотрим подробнее и ответим на вопросы, какие именно суррогатное материнство этические аспекты затрагивает

  • 1. Находится ли естественное зачатие под угрозой «вымирания»?

Принципиальные возражения против практики суррогатного материнства основаны на том факте, что способы «естественного размножения» не используются в суррогатном материнстве. Суррогатное материнство осуществляется либо искусственным осеменением, либо методом ЭКО(эко с суррогатной мамой ). Все такие практики приносят в жертву естественный репродуктивный потенциал человека как живого существа, что, как некоторые считают, унижает его личность. В частности, католическая церковь настаивает на этом аргументе, требуя запрета практики суррогатного материнства.

Фото: Находится ли естественное зачатие под угрозой «вымирания»?

  • 2. Женское тело выставлено на продажу?

Согласно мнениям противников суррогатного материнства, этот метод вспомогательных репродуктивных технологий предполагает «продажу женского тела». Суррогатное материнство в литературе сравнивается с проституцией, некоторые женщины заявляли, что продают свою матку и уступают контроль над своими телами.

Кроме того, бедные женщины третьего мира используются в качестве инструмента для удовлетворения потребностей размножения бесплодных западных женщин. Денежная компенсация становится хорошим стимулом для женщин вписаться в процесс суррогатного материнства. Из-за потребности в денежных средствах женщины вынуждены позволять использовать свои тела для вынашивания младенцев за монеты. По этой причине существует беспокойство, что женщины превращаются в «конвейер», поставляющий младенцев.

В рамках исследования, изучавшего биоэтические проблемы суррогатного материнства, опрос суррогатных матерей показал, что больше половины женщин были исключительно финансово мотивированы стать суррогатами, пятнадцать процентов женщин заявили, что деньги были важным мотивирующим фактором, но не единственным, и для 15% материальная компенсация не имела значения и они решились на такой шаг не в поисках финансовой выгоды.

  • 3. Независимость vs принуждение

Люди, выступающие за суррогатное материнство, будут утверждать, что равные права для женщин означают предоставление женщинам свободы выбора образа жизни, сексуальной и репродуктивной независимости(центр суррогатного материнства ). В таком случае, сказать женщине, которая вынашивает суррогатную беременность, что это дегуманизирует ее, означает навязать ей новую форму патернализма.

Контраргумент основан на понимании концепции выбора. Какой выбор имеют бедные неграмотные деревенские женщины стран третьего мира? Суррогатное материнство навязывается ей мужем или родственниками с целью преодоления финансового кризиса в семье. В некоторых случаях женщины вынашивают ребенка для своих родственников. Следовательно, наличие свободного выбора является спорным и в большинстве случаев недействительным.

  • 4. Превратятся ли женщины в инкубаторы?

Утверждается, что покупка и продажа услуги суррогатной матери унижает женское тело, превращая его в коммерческий товар и инструмент размножения. Поскольку для женщины неприемлемо заниматься сексом за деньги, то логично сделать вывод, что также неприемлемо вынашивать детей за деньги. Суррогатное материнство, как альтруистическое, так и нет, заставляет женщину воспринимать себя как «инструмент размножения». Проводилось исследование, в котором суррогатных матерей спрашивали, какие чувства они испытывали к плоду, они дали типичные ответы, например, «Я никогда не думала, что это мой ребенок», «Это не мой ребенок, но я его ношу» и «Я чувствую себя как отель».

  • 5. Дегуманизация vs возможность

Критически настроенные люди утверждают, что оплата за «аренду» матки обесчеловечивает суррогатную мать и эксплуатирует ее репродуктивные органы

Является ли донорская кровь или донорство органов, например, почек за плату неправильной? Если нет, почему бы не пожертвовать матку за определенную плату. Получение дохода создаст необходимые экономические возможностей для расширения прав и возможностей бедных, необразованных сельских женщин.

  • 6. На ком лежит ответственность за проблемы, связанные с беременностью и родами?

Хотя беременность является естественным процессом, нельзя утверждать, что она не несет никаких рисков для матери и плода. Телесные деформации и расстройства (сердечная, дыхательная, выделительная недостаточность), вызванные или усугубляемые беременностью, могут иметь летальные последствия. Естественно, что беременная женщина готова рискнуть ради того, чтобы испытать радости материнства, но суррогатная мать вынашивает младенца в интересах других. В этом контексте можно утверждать, что все такие жертвы ради беременности станут бессмысленными для женщины.

Этика суррогатного материнства также затрагивает проблему рождения детей от суррогатной матери с аномалиями и заболеваниями. Кто должен нести ответственность и ухаживать за таким нездоровым ребенком, если пара, прибегнувшая к услугам программы суррогатного материнства, отказываются от своих родительских прав.

  • 7. Что если суррогатная мать решит оставить ребенка себе?

Вполне реален случай, когда сурмама может почувствовать эмоциональную связь с ребенком в ходе программы и отказываться от передачи ребенка родителям реципиентам. Подобная ситуация влечет за собой не только моральный, но и юридический конфликт.

Поэтому очень важно подготовить и оказать психологическую поддержку обеим сторонам до и после процесса беременности.

  • 8. Этичность технологии

Фото: Этичность технологии

В случае такого комплексного процесса, как суррогатное материнство, биоэтика рассматривает также проблематику технической стороны дела. Вот несколько этических вопросов в рамках данной проблематики.

  • Допустима ли утилизация неиспользованных эмбрионов?
  • В рамках процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием суррогатной матери создается некоторое количество эмбрионов, но во время подсадки максимальное число переносимых эмбрионов не должно превышать трех (в большинстве стран – двух). Оставшиеся эмбрионы далее утилизируются. Противники суррогатного материнства склонны рассматривать подобное, как процесс детоубийства.

    С другой стороны, если противозачаточные таблетки и аборты соответствуют правовой норме, то утилизация неиспользуемых эмбрионов не может считаться незаконной и аморальной.

    Данный спорный момент можно разрешить, пожертвовав ненужные эмбрионы другим бесплодным парам, чтобы больше детей получили шанс на рождение.

    • Этично ли использоваться лишние эмбрионы для медицинских исследований?

    Лагерь противников вспомогательных технологий считает аморальным и недопустимым проведение каких-либо опытов на человеческих эмбрионах, приравнивая это к проведению опытов над детьми.

    Однако не нужно забывать, что все технологические достижения - это результаты медицинских исследований, включая клонирование, и поэтому использование в исследовательских целях всегда является этическим, если они идут на благо человечества.

    • Предимплантационный скрининг – игра в Бога?

    Не секрет, что в рамках процедуры в полость матки суррогатной матери подсаживают только наиболее качественны, жизнеспособные эмбрионы без генетических дефектов( ребенок от суррогатной матери). Для того, чтобы отобрать такие эмбрионы проводится специальное тестирования. Но имеет ли человек брать на себя работу естественного отбора?

    • 9. Суррогатное материнство пропагандирует продажу детей?

    Противники суррогатного материнства утверждают, что такая практика делает детей продуктом, который можно купить и продать. Кроме того, младенец рассматривается как инструмент для удовлетворения потребностей других людей и его права нарушаются. Для некоторых людей найм суррогатной матери сопоставим с покупкой ребенка за деньги. Такой подход сопоставим с отношением к человеческому ребенку, как к товару для продажи, что называется рабством. Суррогатное материнство обычно ставит под угрозу и наносит ущерб отношениям матери и ребенка.

    Противники суррогатного материнства считают, что его следует запретить повсеместно за потенциальные физические, психологические и символические риски для ребенка. Ребенок может пострадать психологически, когда узнает, каким образом был зачат и рожден. С другой стороны, сторонники утверждают, что такой запрет противоречит закону о запрете дискриминации. В этом контексте запрет на помощь третьего лица означает дискриминацию в отношении людей, которые не смогли родить своего ребенка без использования посторонней помощи. Если не существует ряда конкретных доказательств вредного воздействия суррогатного материнства на новорожденного, следует уважать решения лиц о выбранных ими способах и методах размножении.

    Суррогатное материнство и его этические проблемы являются результатом проблем бесплодных пар. Чтобы положить конец этой этической дилемме, нам нужно подтолкнуть некоторые вещи к ее концу, чтобы найти решения. Цитата о сохранении окружающей среды помогает нам в этом:

    • «Только после того, как последнее дерево будет срублено,
    • Только после того, как последняя река будет отравлена,
    • Только после того, как последняя рыба будет поймана,
    • Только тогда вы обнаружите, что деньги нельзя есть.»
    Идея, которую можно извлечь из этого стихотворения, проста и прямолинейна - защита окружающей среды больше не может ждать, и будущие поколения не должны быть наказаны за наши ошибки и промахи. Точно так же мы не должны отвергать суррогатное материнство и прийти к нему только тогда, когда узнаем, что последние пары в этом мире бесплодны. Проблемы, связанные с бесплодием, будут иметь гораздо более тяжелые последствия, чем проблемы суррогатного материнства. Будущее принадлежит тем, кто дает надежду будущему поколению.

    СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

    Preloader
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.